Встреча с Александром Сориным

 
В музее-заповеднике "Старая Сарепта" 21 ноября 2012 г. прошла встреча с Александром Сориным (asorin.ru), известным фотожурналистом, куратором Центра документальной фотографии «FOTODOC» (fotodoc.liberty.su), организатором выставки социальной фотографии "Меньшинства".

Александр Сорин

Юлия Краснова поделилась впечатлениями о встрече.

Я ожидала увидеть много заинтересованных людей, известных в городе фотографов и просто тех, кому не безразлична тема документальной фотографии, оказалось, что нас таких, интересующихся, по пальцам перечесть.

Александр предложил сразу задавать вопросы, чтобы построить беседу в форме диалога. Для меня лично этот разговор стал откровением, так как в повседневной жизни с темой документальной фотографии не сталкиваешься. Ну читаю я фотографер, смотрела фильм о Джеймсе Нахтвее, знаю некоторые работы Максимишина и других журналистов, но не задумывалась, что это другой полюс фотографии, где основным критерием качества является острота тем, сюжетность, пронзительность и, что называется, "цепляет" ли фотография за живое или нет. Это, в большинстве своем, некоммерческие проекты, затрагивающие острые социальные проблемы, например, нетерпимость в обществе.

Александр, в частности, говорил о конкурсе "Меньшинства", познакомил с яркими работами некоторых участников и победителей этого проекта. В основной своей массе - это не одиночная фотография, а серии, репрезентирующие целую историю. Журналист отметил некую тенденцию в документальной фотографии, а именно принцип серийности, т.е серия фотографий, объединенных сюжетной линией является сейчас ценной и интересной для зрителей.


Надо понимать, что набор карточек на одну тему - это еще не серия. Работа фотографа начинается задолго до того, как он спустит кнопку затвора. Чтобы создать авторский проект, нужно придумать, разработать тему, вдохновляющую самого фотографа. Еще нужно мужество и умение расположить к себе человека, которого собираешься снимать. Ведь эти истории, полные боли, не расскажешь первому встречному. Например историю про обреченного ребенка, его родителей, знающих, что их дитя уйдет. Нужно мужество сесть в поезд Москва-Душанбе и прокатиться несколько раз туда и обратно, чтобы снять жизнь эмигрантов. Поразительно, что выразительные и сильные работы встречаются не у профи, а у начинающих,которые снимают близкие им сюжеты.

К концу встречи была затронута тема свадебной фотографии. Снимки, которые хотят видеть люди, и которые создает документалист, находятся на разных полюсах фотографии. Людям нужны карточки-миражи, отражающие "самый счастливый день в жизни", им нужна сказка, миф. В качестве примера, Александр рассказал, как он снимал репортаж в городе невест Иваново. Ни одну из этих фотографий он бы не смог послать молодоженам. Поэтому правомерным становится вопрос: Как снимать и Зачем? Я бы от себя добавила - для Кого? Для какого зрителя?

Условно говоря, фотографию можно поделить на два пласта - с одной стороны это все фотографии, которые"нравятся" людям (в основном, - красивые картинки, элитарность, шикарные места и прочее, что котируется в популярных журналах и соц.сетях), и с другой стороны, фотографии, которые рассказывают истории трагичные, цепляющие за живое, вызывающие эмоции, отражающие повседневность и заставляющие думать... Совместить в одно не получается, либо то, либо это.. и ты должен выбирать.

Меня радует, что наш город (где "фотографов"на каждый квадратный метр по 100 штук) посетил мастер фотожурналистики, и что, наконец, поднимаются темы документальной, настоящей фотографии. Потому как рябит в глазах от нескончаемых семинаров (за тыщи) " как снять шедевр", а действительно важные темы вовсе не затрагиваются. Впечатления от встречи с Александром Сориным остались самыми замечательными. Этот человек помог мне задуматься о своем пути в фотографии.
 
В центре - Ольга Дроздова, Юля Краснова
Фотографии со встречи: © Екатерина Боярская.